Оценка производителей. При подборе производителей выбраковывают тех зверьков, которые не соответствуют принятому стандарту. Молодых с необходимыми полезными качествами вводят в состав популяции вместо старых, непригодных производителей. Их количество определяют в зависимости от качества племенного (ремонтного) молодняка и взрослых животных. В популяции с плохим качеством взрослого поголовья процент выбраковки будет больше, а где взрослые животные хорошего качества — меньше.
Формируя популяцию мышей или крыс, надо учитывать ее возрастной состав. В популяции ежегодно оставляют не более 10% зверьков старше 1,5 — 2 лет. Большой процент молодых животных, выступающих впервые в роли производителей, может снизить выход молодняка. Молодые зверьки еще не проверены по воспроизводительным и наследственным качествам, поэтому среди них часто попадаются зверьки с теми или другими недостатками. Кроме того, самки при первой беременности, как правило, приносят меньше детенышей, чем уже рожавшие неоднократно.
Фенотип зверька не дает полной информации о его племенных качествах. Чтобы более правильно оценить его, необходимо учитывать всех его предков и потомков, однородны ли они и в какой мере похожи на родоначальника. Сопоставляя признаки родителей и потомков приходят к оценке отдельных признаков (качество опушения, окраска и длина волоса, размер) и делают вывод о наследственных качествах зверька. Особенно важно оценить по качеству потомства самцов, потому что они покрывают несколько самок и, следовательно, дают больше молодняка.
Оценку по качеству потомства ведут, учитывая данные племенного журнала, сопоставляя качество потомков самца с качествами их матерей. Если потомки по оценке признаков лучше матерей, самцы считаются хорошими производителями, если хуже — плохими.
Самцов и самок, которые дают низкокачественное потомство, следует выбраковывать и заменять ремонтным молодняком.