Оценка производителей

Оценка производителей. При подборе произво­дителей выбраковывают тех зверьков, которые не со­ответствуют принятому стандарту. Молодых с необ­ходимыми полезными качествами вводят в состав популяции вместо старых, непригодных производи­телей. Их количество определяют в зависимости от качества племенного (ремонтного) молодняка и взрослых животных. В популяции с плохим каче­ством взрослого поголовья процент выбраковки бу­дет больше, а где взрослые животные хорошего ка­чества — меньше.

Формируя популяцию мышей или крыс, надо учи­тывать ее возрастной состав. В популяции ежегодно оставляют не более 10% зверьков старше 1,5 — 2 лет. Большой процент молодых животных, выступающих впервые в роли производителей, может снизить вы­ход молодняка. Молодые зверьки еще не проверены по воспроизводительным и наследственным каче­ствам, поэтому среди них часто попадаются зверьки с теми или другими недостатками. Кроме того, самки при первой беременности, как правило, приносят мень­ше детенышей, чем уже рожавшие неоднократно.

Фенотип зверька не дает полной информации о его племенных качествах. Чтобы более правильно оценить его, необходимо учитывать всех его предков и потомков, однородны ли они и в какой мере похо­жи на родоначальника. Сопоставляя признаки ро­дителей и потомков приходят к оценке отдельных признаков (качество опушения, окраска и длина во­лоса, размер) и делают вывод о наследственных ка­чествах зверька. Особенно важно оценить по каче­ству потомства самцов, потому что они покрывают несколько самок и, следовательно, дают больше мо­лодняка.

Оценку по качеству потомства ведут, учитывая данные племенного журнала, сопоставляя качество потомков самца с качествами их матерей. Если по­томки по оценке признаков лучше матерей, самцы считаются хорошими производителями, если хуже — плохими.

Самцов и самок, которые дают низкокачествен­ное потомство, следует выбраковывать и заменять ре­монтным молодняком.